Вопросы Рамадана
С именем Аллаха Всемилостивого и Милостивейшего Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем, кто с искренностью пошел по их пути до Судного дня, а затем: В преддверии благословенного месяца Рамадан, просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал нас из числа тех, кто проведет дни его в посте, а ночи в добровольных молитвах. Просим Его, чтобы Он одарил нас из Своих милостей и причислил нас к Своим возлюбленным праведным рабам. Пост в месяц Рамадан является обязательным согласно Корану, Сунне и единогласному мнению имамов и ученых мусульман. Исходя из этого, приобретать знания о том, как правильно поститься, что делать, чтобы не нарушить пост и не умалить его награду, является обязательным, дабы он был действительным и принятым пред Аллахом. Более того, есть различные виды поклонения, которые желательно совершать в этот месяц и важно, чтобы они соответствовали Сунне последнего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. О достоинстве месяца Рамадан, поста и постящихся, а также о том какая их ждет награда написано немало трудов ранними и поздними авторами. Литература эта доступна и вне сомнений полезна. Что же касается правовой стороны поста и всего, что с ним связано, то в этом, на мой взгляд, русскоязычная умма бедна. Поэтому обращаясь за помощью к Аллаху, я бы хотел упомянуть для вас, мои любимые братья и сестры мусульмане, о некоторых важных положениях исламского права, которые, быть может, окажутся для вас полезными. О чем я прошу Всевышнего Аллаха, без помощи и покровительства которого невозможен успех!
(1) Нет в Исламе обязательного поста предписанного Аллахом, кроме поста в месяц Рамадан. Он является столпом из столпов Ислама и одним из великих и любимых Аллахом актов поклонения. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписано поститься, подобно тому, как это было предписано тем, кто был до вас, быть может, вы будете богобоязненны!» (Коран: Сура 2, аят 183). Всевышний Аллах также сказал: «Месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран, – руководством для людей, (содержащим) ясные доказательства прямого пути и различение (между истиной и заблуждением). Тот из вас, кто застигнет (этот) месяц должен поститься» (Коран: Сура 2, аят 185). И сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Ислам построен на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджжа, и соблюдении поста в Рамадан» (Бухари и Муслим).
(2) Пост это воздержание, с намерением поклонения Аллаху от еды, питья, близости и прочих действий, нарушающих его, от зари и до заката солнца. Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (Коран:Сура 2, аят 187). Поясняя эти слова Всевышнего, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «(Здесь говорится), только о черноте ночи и белизне дня» (Бухари и Муслим). С момента, когда вдоль горизонта появляется белизна так, что возможно отличить ее от мрака ночи, наступает время поста и это время наступления утренней молитвы. Это время называется факыхами (знатоки исламского права) правдивый рассвет (фаджрсъадикъ).
(3) Начинается пост в Рамадан с появлением на небе молодого месяца. При этом опираться в этом надо на зрительную фиксацию, а не астрономические вычисления, и это то, на что указывает достоверная сунна и в этом единогласны мусульмане. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите его, и прекращайте поститься, когда увидите его, а если будет облачно, то считайте дни (предшествующего месяца)Ша’бана тридцатью» (Бухари и Муслим).Вычисления были известны с давних времен, вместе с этим Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мы община неграмотная, не пишем и не считаем. Месяц столько, столько и столько» - на третьем повторе он загнул большой палец. «А также месяц это столько, столько и столько» - имея ввиду тридцать полных (дней)» (Муслим). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проявил заботу о каждом, даже о том, кто не умеет читать и писать, научив его на пальцах, как ему ориентироваться по луне, которую он видит. И это указывает на облегчение Шариата и то, что он для всех людей, независимо от степени их образованности, любого места и времени. Хафиз ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Передал Ибн уль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста» (Фатхуль-Бари 1/147). Метод определения наступления поста путем астрономических вычислений является нововведением и противоречит единогласному мнению имамов Уммы.
(4) О появлении новой луны и наступлении месяца Рамадан, достаточно свидетельства одного правдивого мусульманина о том, что он видел ее, согласно хадису Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах: «Люди пытались разглядеть молодой месяц, а я возвестил Пророку, мир ему и благословение Аллаха, что видел его, (после чего) он начал поститься и повелел людям держать пост» (Абу Дауд). Свидетельство мужчины и женщины одинаково приемлемо в этом вопросе, согласно более верному мнению ученых. Если молодой месяц увидели в одной местности, то обязательным становится пост для всех, кто проживает в одном с ними географическом положении так, что у них общая ночь. Поскольку появление месяца разнится в зависимости от часового пояса и географического положения. Если мусульмане взяли ориентир на какую то страну, то обязательно надо ориентироваться только на те страны, которые опираются на шариатский метод, в объявлении о начале поста.
(5) Не считается пост того, кто постился в сомнительный день с намерением обязательного поста. ОтАбуХурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не предваряйте Рамадан соблюдением однодневного или двухдневного поста, кроме человека соблюдающего привычный пост, то пусть соблюдает его» (Бухари и Муслим). Если по причине облачности невозможно разглядеть новый месяц двадцать девятого числа месяцаШа’бан, то нам велено считать следующий день тридцатым, как это упоминалось в хадисе выше. Тот, кто будет соблюдать пост в этот день, является ослушником Пророка, мир ему и благословение Аллаха, за исключением тех, кто держит обязательный пост или имел обычай поститься в определенный день недели и этот день совпал с сомнительным днем. Сомнительным также считается день, в котором небо ясное, но новый месяц не был замечен. Тот, кто начал пост, не опираясь на зрительную фиксацию или сообщение заслуживающего доверия мусульманина, обязан возместить этот пост, даже если выяснится, что это был первый день месяца Рамадан. Более того он обязан искренне покаяться за то, что ослушался посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Если известие дошло до человека днем после того, как он принял пищу о том, что месяц начался, то он обязан поститься оставшуюся его часть, и обязан возместить этот день согласно мнению четырех имамов, которое ближе к богобоязненности.
(6) Условий, наличие которых обязывает человека держать пост, насчитывается пять. 1. Ислам. Не мусульманину пост не обязателен и если человек, например, примет Ислам днем в середине месяца Рамадан, то он обязан поститься остаток дня и на нем нет обязанности возместить этот день и пропущенные им дни первой половины месяца. Также поступает несовершеннолетний, если достигнет зрелости в середине месяца. 2. Зрелость. Под зрелым подразумевается разумный, достигший совершеннолетия человек, независимо от того мужчина это или женщина. Пост не обязателен умалишенным и детям, однако, последних необходимо приучать к нему с детства. Совершеннолетним считается тот, в ком присутствуют одно из следующих качеств: произрастание волос в области паха, достижение полных пятнадцати лунных лет, поллюция (непроизвольное семяизвержение), и менструация у женщин. 3. Физическая способность. Неспособность же делится на два вида, постоянная и временная. К постоянной относится неспособность по причине преклонного возраста или неизлечимой болезни, не позволяющей держать пост. Таким людям необходимо за каждый пропущенный день накормить бедняка. Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься (невыносимой) трудностью следует в искупление накормить бедняка» (Коран, сура 2, аят 184). Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «(Этот аят) не отменен, он относится к старику и старухе, которые не могут поститься, они разговляются и кормят за каждый день бедняка» (Бухари). Желательно накормить разных людей по возможности или одних и тех же или одного, но в разные дни. За каждый пропущенный день накормить один раз. Достаточно одной порции, от которой насытится средний человек, и не обязательно, чтобы бедняк ощутил чувство сытости. Временная неспособность бывает по причине болезни, от которой есть надежда исцеления. Такому человеку необходимо дождаться исцеления и возместить пропущенные дни постом. Всевышний Аллах сказал: «А если кто из вас болен или находится в пути (и прервал пост), то пусть постится в другие дни» (Коран, сура 2, аят 184). 4. Нахождение в своей местности, другими словами, чтобы не был путником. Поскольку в путешествии поститься не обязательно, даже если пост дается легко, опираясь на вышеприведенные слова Всевышнего. Нельзя прерывать пост вознамерившемуся в путь, до тех пор, пока он не покинет последние строения поселения. Также запрещается прерывать пост тому, кто отправляется в путь намеренно, чтобы разговиться, поскольку он играется и прибегает к хитрости. Для путника пост поощрителен, в случае если не доставляет трудность, так как до нас дошли достоверные предания о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился, будучи в пути. Если же по причине поста путник испытывает выносимое затруднение, при котором он может поститься, то в этом случае прервать пост предпочтительней, а поститься нежелательно, поскольку в этом пренебрежение облегчением и претерпевание трудности, которую можно обойти. Если же пост сильно обременителен, то держать его в пути запрещено. В обоих сборниках Бухари и Муслима передается, что в одном из путешествий люди пожаловались Пророку, мир ему и благословение Аллаха, на жажду и он, попросив воду, выпил ее прилюдно, после чего люди увидели и стали поступать подобно ему, прерывая пост, за исключением некоторых сподвижников. Когда же Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сказали, что кое-кто продолжал поститься, он сказал: «Они ослушники, они ослушники!» А ослушание бывает только в совершении действия запретного. 5. Отсутствие препятствий. Имеются ввиду послеродовые и месячные выделения у женщин. Согласно словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе: «А разве она не прекращает молиться и поститься, когда у нее началась менструация?!»(Бухари и Муслим). Это вопрос подразумевающий утверждение. Пост женщины во время послеродовых и месячных выделений не считается, и она обязана будет до следующего Рамадана возместить пропущенные ею дни. Если выделения у женщины прекратятся в середине дня, то ей не обязательно поститься оставшуюся его часть, как и путнику, вернувшемуся с пути днем и выздоровевшему больному, но нет разногласий среди имамов, что они обязаны возместить этот день. Наличие вышеперечисленных пяти условий обязывает человека соблюдать пост.