Хадж
«…И чтобы многократно обошли Благородный Дом» БисмиЛлахи рРахмани рРахим! Хвала Аллаху, Господу миров. Благословение и мир господину Посланников, его семейству, сподвижникам и тем, кто последовал его путем до Дня Суда. Хаджж, который необходимо совершить хотя бы один раз в жизни, является одним из столпов Ислама и указывает на его совершенство. Важнейшим его предназначением является то, чтобы исполнить с покорностью обязательство, предписанное Аллахом человечеству. Мусульманин обходит вокруг Дома, который был возведен из обычных камней и земли, и во время этого обхода не ищет ничего, кроме милости Аллаха Всевышнего, который говорит: "…и чтобы они многократно обошли благородный Дом". Коран, с.22, а.29 Всевышний сделал этот Дом - благородную Каабу - безопасным местом, к которому устремляются люди, почтил ее и назвал посещение и обход Каабы преградой и щитом, отделяющим Его рабов от мучений в мире ином. При этом паломник обязан отречься от всего, что связывает его с мирской суетой, в том числе и от одежды, которая украшает его, кроме двух кусков белой материи, в которые бывает облачен совершающий хадж, чтобы всем своим существом возвестить Аллаху, что он всего лишь бедный раб, нуждающийся в Аллахе Всемогущем и Великом. Такой вид одеяния напоминает человеку, что перед Аллахом лучшее одеяние - богобоязненность. Как паломник облачается в куски белой материи, так же после смерти его тело завернут в саван. Как в этот мир ты пришел голым, так из него не возьмешь ничего материального, а только свои дела. Этот вид поклонения требует материальных затрат наряду с физическими усилиями и приносит большую пользу как отдельному человеку, так и обществу в целом. Кроме того, хадж является огромным мусульманским съездом и прекрасной возможностью встречи друг с другом мусульман разных стран. Всевышний Аллах сказал: «И объяви об обязательности хаджа людям: они станут являться к тебе пешком и на исхудавших верблюдах, которые будут пребывать (передвигаясь) по далеким дорогам, чтобы они могли участвовать в том, что пойдет им на пользу» Коран, с.22, а.27-28. Вот почему за Хадж обещана великая награда, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не будет иного воздаяния за принятый хадж, кроме Рая ". Сообщается, что также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто совершит хадж к этому Дому, не приблизившись к своей жене (т.е. совокупление), и не совершив ничего греховного и недостойного, вернется домой таким же, каким он был, когда родила его мать". Имеется в виду, что ему будут прощены все его прежние грехи, и он вернется чистым от них, словно младенец. С положением о том, что Хаджж является одним из столпов Ислама, согласны все ведущие религиозные авторитеты. Его совершение раз в жизни – неукоснительная обязанность каждого мусульманина и мусульманки в соответствии со словами Всевышнего: «Обязанностью людей по отношению к Аллаху является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать» Коран, с. З, а. 97. А также, согласно словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет Бога, кроме Аллаха и что Мухаммад – Его раб и посланник; совершении молитвы; выплате Закята; соблюдении Поста в Рамадан и совершении Хаджжа». Хаджж - это последний из предписанных обрядов и видов поклонения, границы которого были обозначены Аллахом. Имам Аль-Куртуби отмечает: "Наши ученые говорят, что, если человек умрет, не совершив хадж, но будучи в состоянии это сделать, то на него распространяются угрозы Аллаха. Он не будет вознагражден, если за него совершит хадж кто-либо другой. Поскольку, если бы хадж другого человека освобождал его от обязанности совершить хадж за себя при жизни, то тогда эти угрозы не распространились бы на него, а Аллах лучше знает об этом". Условием обязательности хаджа является способность, которая бывает двух видов: 1) касаемо самого человека, то это здоровье; касаемо пути, то он должен быть безопасным, и, конечно же, касаемо денег. Человеку следует приготовить средства на дорогу туда и обратно, на обеспечение тех, кого он должен содержать в период его отсутствия и на оплату своих долгов. 2) способность того, кто имеет средства, но не может отправиться в хадж в силу тех или иных уважительных причин, такой человек должен нанять того, кто совершит хадж за него, при условии, что нанимаемый им человек уже совершил хадж за самого себя. В хадже самым живым образом проявляется мировое мусульманское братство. Мусульмане разных национальностей, разного места жительства, социального положения, различных языковых групп считают своей прямой обязанностью совершить хадж, не обращая внимания на свои различия, и чувствуя перед Аллахом братское равенство. Возвращаясь на родину, паломники повторяют следующие слова: «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и Господу нашему воздаем хвалу!» Р.Гамзатов