Самообольщение

С именем Аллаха Всемилостивого и Милостивейшего. Хвала Аллаху Господу миров, Его мы восхваляем, просим о помощи, приносим покаяние и прибегаем от зла наших душ и плохих дел. Кого наставит Всевышний Аллах, того никто не собьет, а кого Он введет в заблуждение, нет тому путеводителя. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник. О, Аллах! Восхвали и облагодетельствуй имама единобожников, нашего любимого пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и всех, кто с искренностью последовал по их стопам вплоть до Судного дня! Далее. Эту небольшую статью я хочу посвятить одному из человеческих пороков и наиболее опасной слабости в человеке, которая, как это будет видно с позволения Аллаха, влечет за собой много негатива в деле коллективного сотрудничества на пути возвышения Слова Аллаха. Более того, я скажу, что нет другого более вредного качества, которое мешает прогрессу и конструктивному развитию, чем этот порок, который еще на ранней стадии развития закрывает перед человеком двери реформаторства и самосовершенствования. Причем первый, кто страдает от этого порока, это сам человек, плюс к этому он вредит и исламскому движению. Этим качеством является самовлюбленность, а другими словами - эгоизм. Эгоизм (от латинского ego - "я") - поведение человека, целиком определяемое мыслью о собственном превосходстве и пользе, выгоде, предпочтении своих интересов и взглядов предпочтениям других людей. Это принципиальная позиция, которая устанавливает приоритет личных интересов над любыми другими интересами. Поэтому традиционно считается, что противоположностью эгоизма является альтруизм (от латинского alter - "другой") - нравственный принцип, побуждающий к бескорыстным действиям, направленным на благо и удовлетворение интересов другого. Это может быть индивид, а может и община, ради блага и пользы которым человек жертвует собой и отдает предпочтение над своими интересами. Что же побуждает мусульманина к пороку эгоизма? Это самовлюбленность, что само по себе неплохо и заложено Аллахом в человеке, но если она превышает определенные пределы, то перерастает в порок и очень негативно влияет на индивида и окружающих его людей, особенно если она присуща человеку, принимающему участие в коллективном движении. Когда чувство восхищенности собой перерастает в чрезмерную любовь, причем человек может это не осознавать, оно делает его сосредоточенным только на самом себе, на его видении и понимании. После чего это чувство становится основой и прочным фундаментом для зла, и по мере своего развития порождает новые недостатки и пороки. Именно с самовлюбленности начинается тенденция, когда человек считает себя наиболее мудрым, опытным, знающим, когда он доволен своими делами и заслугами и полностью удовлетворен в душе и на словах самим собой. Здесь и в этот момент к нему приходит чувство собственной значимости. Далее, когда он находится в коллективе, он в душе и на подсознательном уровне требует к себе особого внимания и хочет, чтобы другие его считали таковым. Можно наблюдать, как этот человек не приемлет малейшей критики в свой адрес, более того, реагирует, будто покушаются на его личность, словно его хотят принизить, и подобное этому. Единственное, что ему нравится, это похвала в его адрес, а также в адрес его действий, и даже сочувственные слова совета наедине задевают его "я". Тебе практически никогда не удастся убедить подобного человека в ошибке. Он до последнего будет отстаивать свою позицию и убеждать тебя, что он прав, поскольку его "я" отрезало от него все средства воздействия на его личность, которые могли бы его исправить и влиять на него положительно. Одно дело, когда человек требует к себе внимания, да и только, и это полбеды. Беда начинается тогда, когда он пересекается с людьми, которые пользуются авторитетом в обществе. Стресс, испытываемый от недостаточного внимания к своей персоне и частых поражений, толкает его к другим порокам. Способствует этому также его убежденность в том, что те, кто пользуется уважением в обществе, занимают более высокое положение, чем они того заслуживают, и им уделяется слишком много внимания. Это толкает его сосредоточить свои мысли на людях пользующихся определенным уважением, встречающимся на его пути, которого, как он полагает, достоин именно он. Все это раздувает пожар в его сердце, в результате чего он начинает говорить о них плохо, начинает склоняться к подозрениям, сомнительным и необоснованным слухам, а также молчаливым заговорам. Есть также большая вероятность того, что он пойдет дальше, прибегая к злословию, клевете и ложным обвинениям. Нет сомнений в том, что общество, в котором присутствует индивид с этим пороком, будет поражено злобно настроенным его поведением, каждый раз, когда будут открываться двери к реформаторству и прогрессу, когда движение будет продвигаться вперед. По той причине, что общество, в котором присутствует взаимное недоверие, непризнание достоинств, подозрительность, сплетни и многое другое, рано или поздно выплеснет раздор наружу. В таком обществе никогда не сложатся сердечные отношения, не говоря уже о каком-либо конструктивном сотрудничестве. Поэтому те, кто желает продвигаться вперед, должны ограничивать свой коллектив от подобных явлений. Более того, я твердо убежден в том, что ни один конструктивный план действий не будет успешно воплощен с подобными людьми. Праведный мусульманин (прошу Аллаха сделать нас таковыми) с помощью Аллаха сможет перетерпеть несправедливую критику в свой адрес, даже если она высказана публично и в лицо. Но несправедливые подозрения, сплетни, злословие за глаза не могут не задеть его сердце. Особенно, если это исходит от людей, с которыми он прожил немалый отрезок жизни. Минимум, он просто перестает доверять тем, кто был вовлечен в это. Точно так же призывающий, который имеет чистые помыслы и искренне стремится воплотить поставленные перед собой цели призыва, может игнорировать все плохие мнения и слухи о нем. Он может оставить без внимания непонимание его характера, несправедливые обвинения и распространение всевозможных слухов, и даже еще более серьезные и резкие нападки. Но ему уже не по силам извинить тех, кто по отношению к нему обнаруживает свою злобу и явное подозрение в неискренности намерений. Поэтому, мои любимые братья призывающие, я хотел бы, чтобы вы хорошо себе представили, насколько благоприятной является такая атмосфера для происков иблиса и его войска. В такой атмосфере даже самые лучшие и благонравные не всегда в состоянии проявлять терпение и оставаться в стороне от напряженности. Делайте выводы сами. Написал с верой и надеждой на награду Аллаха Расул Гамзатов джумада аль-аууаль, 1431 г.х. (Газета “Дар-уль-Ислам”, №5(90), 28.05.2010 г).