Провожая Рамадан
Провожая Рамадан… Хвала Аллаху, в руках Которого Власть! Он дает власть кому пожелает и отнимает власть у кого пожелает. Возвеличивает кого пожелает и унижает кого пожелает. Все благо в Его Руке и Он Всемогущ. Нет божества достойного поклонения , кроме Аллаха и не поклоняемся мы никому, кроме Нашего Господа! О, Аллах, вся хвала принадлежит Тебе, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует то, чего Ты лишишь и бесполезным окажется пред Тобой могущество обладающего могуществом. Мы искренни Тебе в поклонении, даже если это и ненавистно неверующим, а затем: Уважаемые братья и сестры мусульмане! Поистине месяц Рамадан – месяц возвеличиваемый!. Его любят души верующих и сердечно по нему скучают. Ведь как же не любить и не скучать, тогда как это месяц, в котором многократно увеличивается вознаграждение, больше совершается благих дел, мечети оживляются чтением Корана и ночными молитвами. Совсем недавно все мусульмане с нетерпением ожидали наступления этого благородного месяца и вот он уже подошел к концу, повинуясь закону Всевышнего Аллаха. Закону, согласно которому, Всевышний определил срок для каждой вещи и согласно которому ночь сменяет день, а день сменяет ночь. Дабы помнил человек, что часы уничтожают день, день уничтожает неделю, неделя уничтожает месяц, и так проходит вся жизнь. Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «Нет такого дня, заря которого восходит, чтобы он не призвал и не сказал: «О, сын Адама, я новый день, свидетель твоим делам, так совершай же благие дела, ведь я не вернусь вплоть до Судного Дня». Поэтому необходимо помнить, что дни, которые мы проживаем, имеют высокую цену и от них зависит счастливы мы будем или несчастны. И счастлив будет тот, кто проводит эти дни в повиновении Аллаху. Мусульманину следует благодарить Всевышнего за то, что Он продли жизнь, дал нам очередную возможность провести месяц в Посте и поклонении. «Он – Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (Фуркан, 62) Остается благодарить Аллаха, надеяться и просить, чтобы Он принял наши благие дела, как это делали наши праведные предшественники. Передается, что они в течении шести месяцев просили Аллаха дожить до Рамадана, а если дожили и продержали в нем пост, молили Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял от них. Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Уделяйте больше значения тому, чтобы дела были приняты от вас, нежели самим делам». Один из них говорил: «Если бы я знал, что Аллах принял от меня благое дело весом в зерно, это лучше для меня чем мирская жизнь и все что в ней, поскольку Всевышний сказал: «Поистине Аллах принимает от богобоязненных» (Аль-Маида, 27) Всевышний сказал: «Которые дают подаяние, а сердца их страшатся. Поистине, они возвращаются к Своему Господу» (Аль-Му’минун, 60) Аиша спросила: «О, посланник Аллаха, это тот, кто ворует, делает прелюбодеяние, пьет спиртное и боится Аллаха?» Он сказал: «Нет, дочь Сиддикъа, но это те, кто совершают намазы, постятся, дают милостыню и боятся, что от них не будет принято. Они спешат вершить благие дела и опережают в этом других» (Приводится у Ахмада и ат-Тирмизи). Из числа признаков указывающих на то, что Аллах принял благие дела является душевное состояние и состояние дел в общем, которые должны поменяться на лучшие, чем было до Рамадана. Всевышний сказал: «Вот возвестил вам Господь: Если вы будете благодарны Я непременно добавлю вам» (Ибрахим, 7). Здесь имеется ввиду добавка, как в материальном значении, так и в смысловом. Поэтому сюда входит увеличение веры и благих дел. Благодарность Аллаху выражается в оставлении запрещенного, как это отмечали праведные предки. Поэтому, если раб будет действительно благодарен Своему Господу, ты увидишь, как количество его благих дел увеличивается повиновением и он отдаляется от прегрешений. Поразмысли над этим, о раб Аллаха. В этом также заключается истинная суть праздника по окончании Поста, поскольку в нем выражается благодарность Аллаху и радость тому, что удалось провести месяц в Посте, это праздник для тех, благие дела которых увеличились. Сказал Хасан, да будет доволен им Аллах: «Каждый прожитый день, в котором не было ослушания Аллаху праздник для тебя, о раб Аллаха, каждый день проведенный верующим в повиновении Аллаху и поминании – праздник для него!» Тот же, кто провел Рамадан будучи в небрежности не совершая в нем благих дел, то двери покаяния открыты для тех, кто желает покаяться. Да, даже если прошел Рамадан, то у тебя есть возможность исправить понимание в оставшиеся дни твоей жизни и заняться тем, что принесет тебе пользу в жизни будущей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О, люди, кайтесь Аллаху и просите у Него прощения, поистине я приношу покаяние в течении дня сто раз». (Муслим). Потом, мой любимый брат, знай, что Аллах не ограничил совершение благих дел каким-либо промежутком времени, кроме смерти. Кого-то из праведных предков спросили о людях, которые поклоняются в Рамадане, а когда он заканчивается, оставляют поклонение? Он ответил: «Плохи люди, которые знают Аллах только в Рамадан». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее любимые для Аллах дела, которые совершаются постоянно, даже если они не значительны». Бухари, Муслим. Он также сказал: «О, Абдуллах, не будь как такой-то, он выстаивал ночные молитвы, а затем оставил» Бухари, Муслим. Правдивый мусульманин не ограничивается поклонением в определенные месяцы, определенными местами или с определенными людьми. Нет, и сотню раз нет! Он знает, что Господь Рамадана, Он же Господь и других месяцев и дней. Поэтому он придерживается Шариата везде и всегда, пока не встретит своего Господа, так, что Он будет им доволен. «И поклоняйся Господу твоему пока не явится к тебе смерть» Хиджр, 99. И даже если обязательный пост прекратится, то есть другие виды добровольного поста, такие как: шесть дней в месяце Шаууаль, в понедельник и четверг, три дня в середине каждого лунного месяца и другие. Если прекратится тарауих, то ночная молитва желательна каждую ночь «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении» Зарият, 17-18 Чтение Корана и размышление над его смыслом также не ограниченно Рамаданом, а желательно в любое время. Поэтому прояви твердость в понимании, ведь ты не знаешь, когда встретишь Ангела смерти и остерегайся встретить его совершая ослушание Аллаху. О, Аллах! О, укрепляющий сердца. Укрепи наши сердца на Твоей религии. Если же ты не хочешь совершать добровольные акты поклонения, то тебе ни в коем случае нельзя оставлять обязательные, как то своевременный пятикратный Намаз, а также совершать поступки запрещенные Аллахом. Передают, что кто-то из праведных предков продал рабыню. Когда приблизился Рамадан, она заметила, что ее новые хозяева скрупулезно готовятся. Она спросила их, они ответили, что готовятся к Рамадану. Она с удивлением сказала: «А что, вы не поститесь, кроме как в Рамадан? Поистине, я была у людей, у них все время Рамадан, верните меня к ним». Некоторые праведные предки говорили: «Постись мирскую жизнь и сделай разговлением смерть. Мирская жизнь – вся месяц поста для богобоязненных. Они постятся в ней от всего запрещенного. Когда же приходит смерть, заканчивается месяц их поста и они радуются празднику разговления». Тот, кто постится от мирских страстей, разговится лучшим после смерти. Тот же, кто поспешил вкусить запрещенное ему Аллахом, будет наказан отсутствием наслаждения после смерти. «В тот День неверующих представят Огню, им скажут: «Вы растратили свои блага в мирской жизни и наслаждались ими. Сегодня вашим воздаянием будут унизительные мучения за то, что превозносились на земле без всякого права, и за то, что вы были нечестивцами». Аль-Ахкаф, 20 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто выпил спиртные в мирской жизни не выпит его в будущей» Бухари и Муслим. Среди поступков, вызывающих огорчение и расстройство – действия некоторых мусульман. Они всячески стараются приблизиться к Аллаху в Рамадан, но как только он проходит все их старания исчезают и они возвращаются к прежнему своему состоянию, к небрежности по отношению к религии и совершению запрещенного. А в этом, помимо того, что это грех, подражание христианам, которые поклоняются Богу только по праздникам. Мусульманин должен остерегаться быть похожим на них, и быть из тех, кто поклоняется Аллаху всегда и везде. Прошу Аллаха, чтобы Он укрепил нас в вере и на Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Последнее, мои братья и сестры, я хотел бы от вас в праздничный день, в который собираются близкие, одеваются новые одежды, накрываются праздничные столы, чтобы вы вспомнили сирот, отцы которых погибли в горячих точках мусульман. Вспомните о них, когда увидите своих наряженных, радостных детей и будете целовать их. Сколько же сирот в Палестине, Ираке, Чечне и других горячих местах, которых застигает праздник, но некому их поздравить, поцеловать. Уважаемые братья и сестры, я не хочу вас лишать праздничного настроения, но я хочу, чтобы радуясь празднику вы вспомнили своих братьев на востоке и западе, которые подвержены всяческим испытаниям, таким, как убийства, тюрьмы, отдаленность от родных и др. Я хочу, чтобы вы сделали за них ду’а, может быть Аллах облегчит их положение. О, Аллах, исправь положение наших братьев на востоке и западе. О, Аллах, устрой их дела и помогай им против Твоего и их врагов. Ас-Саламу алейкум братья и сестры. Салам алейкум месяц Рамадан. Расул абу Марьям Гамзатов, Рамадан, 1427г.х.