Обман Иблиса

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ОБМАНА ПРОКЛЯТОГО ИБЛИСА Хвала Аллаху Господу миров. Его мы восхваляем, просим о помощи и прибегаем к защите от зла наших душ и плохих дел. Кого поведет прямым путем Аллах, того никто не собьет, а кого Он введет в заблуждение, нет тому путеводителя. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Великого Аллаха, — Творца небес и земли и того, что в них. И я свидетельствую, что Мухаммад, сын Абдуллы, Его раб и Его посланник, и я свидетельствую, что он исполнил наилучшим образом свою пророческую миссию, доведя до людей послание их Господа и оставив их на ясном, как белый день, пути. Поистине, тот, кто встал на этот ясный путь и повиновался Аллаху и Его посланнику, тот приобрел великий успех в обоих мирах — бренном и вечном. А тот, кто ослушался Аллаха и Его посланника, окажется несчастным в обоих мирах, и этим он навредит только самому себе. Я также свидетельствую, что Аллах — истина, и встреча с Ним — истина. И Его обещание — истина, и что Ад — истина и Рай — истина. И что наступит, вне всяких сомнений, День воскрешения. О Аллах! Благослови и приветствуй Мухаммада, его семью, славных сподвижников и всех, кто последовал по их стопам вплоть до Судного дня. А затем: Всевышний Аллах сказал в священном Кур’ане: ”Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Огня”. В этом аяте Всевышний Аллах, хвала Ему, сообщает нам об истинной сути Иблиса, предостерегая верующих рабов, чтобы они не поддавались его обманам и обольщениям. Иблис для человека ни кто иной, как враг, открыто объявляющий о своей вражде, поэтому отношение к нему должно быть как к врагу, выражая ему противоречие, поступая вопреки его наущениям и считая ложью то, чем он хочет обольстить. Его основная цель, ради которой он готов гореть в адском огне, это ввести человеческий род в заблуждение, чтобы они стали вместе с ним вечными обитателями Огня. Это и есть явный и истинный враг, враждовать с которым нам надлежит на протяжении всей мирской жизни, и от победы над которым или проигрыша будет зависеть наша будущая жизнь. Всевышний Аллах сказал: ”(Иблис взмолился и) сказал: ”Дай мне отсрочку до того дня, когда будут воскрешены (род Адама)”. Он сказал (с божественной мудростью): ’’Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку”. (Иблис) сказал: ’’Как Ты отвратил меня (от пути истины и ввел в заблуждение), я засяду против них (и буду мешать им следовать) по Твоему прямому пути. Затем я непременно буду являться к ним спереди (заставляя их усомниться в будущей жизни) и сзади (обольщая их мирским и бренным), справа (путая их в религии) и слева (наущая их и побуждая к ослушанию), и Ты убедишься, (согласно моему предположению), что большинство из них окажутся неблагодарны (по отношению к Тебе)”. Всевышний Аллах также сказал о словах Иблиса в другом аяте: ”Он сказал: ’’Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех”. Сначала разукрашивание из засады путем наущений, потом сбивание и введение в заблуждение. Шайтан разукрасил людям поклонение идолам и другим ложным божествам, представив им многобожие в форме возвеличивания благочестивых людей или средством приближения к Аллаху. Он также представил им оставление обязательного как хорошее дело, а не запрещение плохих дел формой проявления любви к людям и хорошего обхождения с ними. Он превознес в их умах как нужное дело следование ложным имамам и горе-ученым, тем самым отводя их от пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И также он представил им лицемерие и неуместную лояльность к неверным необходимой политикой для жизни в современном обществе. Вот она истинная суть врага человека, объявившего о своей вражде еще к его праотцу Адаму, а затем и всему его потомству, твердо вознамерившегося разукрасить им неверие в их Творца и побудить к тому, чтобы они были неблагодарны по отношению к своему Господу. Всевышний Аллах сказал в хадисе аль-кудси: ”Я создал моих рабов единобожниками, потом же пришли к ним шайтаны и отвратили от их религии, запрещая им то, что Я разрешил” (Передал Муслим). В сборнике хадисов имама Ахмада, да помилует его Аллах, со слов Сабрата ибн Аби Факиха, да будет доволен им Аллах, передается другой достоверный хадис, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Поистине шайтан засел против сына Адама на пути принятия Ислама и сказал: ”Ты принимаешь Ислам оставляя свою религию и религию твоих отцов?” Далее он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Он ослушался его и принял Ислам. После чего он засел против него на пути переселения (ради сохранения веры) и сказал:​”Ты переселяешься, оставляя родную землю и небеса?” Но он ослушался его и переселился. Затем он засел против него на пути совершения священной войны, борьбы имуществом и телом, и сказал: ”Ты будешь сражаться, чтобы быть убитым? Но ведь тогда твоя жена выйдет замуж и твое имущество будет распределено”. Он ослушался его и делал джихад”. Далее посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Тот из них, кто проделает это и умрет, Аллах непременно введет его в Рай. И если он будет убит, Аллах непременно введет его в Рай. И если он утонет, Аллах непременно введет его в Рай, и даже если он упадет с ездового животного и умрет, Аллах непременно введет его в Рай”. По поводу наущений шайтана, Катада, да помилует его Аллах, сказал: ”Он подступил к ним спереди сообщив им, что воскрешения не будет и нет ни Ада, ни Рая. И пришел сзади, обольщая их мирской жизнью и разукрашивая ее в их глазах, призывая их к ней. И он подступил справа со стороны благих дел, отвлекая их и оттягивая их совершение. И он явился к ним слева, разукрашивая им ослушание, призывая к нему и повелевая его совершение. О сын Адама, он явился к тебе со всех сторон, да вот только он не в состоянии прийти к тебе сверху, он не может встать между тобой и милостью Аллаха”. Первая, самая главная и основная задача Иблиса и его приспешников из числа джиннов и людей, именуемых шайтанами, это подтолкнуть человека к неверию во Всевышнего Аллаха. Неверие в Которого не ограничено отрицанием Его существования, а имеет разные формы и проявления и может быть в поступках, словах, убеждении и даже в сомнении. По этой причине человек должен знать и помнить всегда, что вера и неверие определяются за счет убеждений, слов и дел, и что на основе этого к нему определяется отношение в мирской и будущей жизни. Твои слова, которые ты произносишь, и твои дела, которые ты совершаешь, не что иное, как испытание. Всевышний Аллах, хвала Ему, сказал: ”Он - Тот, кто создал небеса и землю за шесть дней, и Его Трон был над водой, дабы испытать, кто же из вас лучше по деяниям”. Всевышний также сказал: ”Воистину, все, что на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать их, кто из них лучше по деяниям”. И Он сказал: ”Благословен Тот, в Чьей Руке власть, и Он Всемогущий. Он Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас на то, чьи деяния окажутся лучше. И Он — Могущественный, Прощающий”. Таким образом, деяния человека будут играть решающий фактор, и от них будет зависеть, быть ли ему вечным обитателем Огня или нет, и ответственным за них будет сам человек и больше никто. Ведь Аллах дал человеку разум, который Он озарил светом божественного руководства, отправляя к нему посланников возвещающих радостную весть о вечном блаженстве для верующих и предупреждающих о приближающемся наказании для неверующих. Всевышний Аллах, хвала Ему, сказал: ”Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно”. Далее после того, как Он предостерег языком посланников от всего, что вредит человеку и вызывает гнев Его Господа, а также побудив к тому, в чем для него польза и посредством чего он может заслужить довольство Творца, Он предоставил ему выбор. Всевышний Аллах сказал: ”Скажи: ”Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует”. Мы приготовили для беззаконников Огонь, который будет окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи, то им помогут водой, подобной расплавленному металлу, которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель! А что до тех, которые уверовали и вершили праведные дела, то ведь Мы не теряем награды тех, кто совершал добро. Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки. Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи. Они будут возлежать там на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!” Это тот выбор, за который человеку предстоит приготовить ответ перед Создателем. Это выбор, за который он получит соответствующее воздаяние, это выбор от которого зависит его вечная жизнь. Веровать мне или нет, пойти ли мне по пути Аллаха или же встать на путь Иблиса, ограничить ли себя совершением благого или же открыть перед собой границы вседозволенности. На чей же призыв ответить: на призыв Творца или же на призыв врага? Всевышний Аллах сказал: ”Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает”. И Он сказал: ”Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения”. А также: ”Он (шайтан) зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Огня”. Конечно же, разумный человек отдаст предпочтение пути своего Творца и ответит на призыв Его посланника, он также отдаст предпочтение вечной жизни над бренным миром, обители наслаждения над обителью наказания. Более того, даже будучи в этом мире он не познает счастья до тех пор, пока не встанет на путь своего Творца. Всевышний Аллах, хвала Ему, сказал: ”Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым”. Он скажет: ”Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?” Он скажет: ”Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению”. Это выбор разумного человека, верующего в своего Творца и отдающего предпочтение будущей жизни. Но есть одна категория людей, и, к большому сожалению, в наше время их немало, которая симпатизирует Исламу или даже признает его истинность, но не практикует и не принимает его по причине того, что они обмануты Иблисом. Ему удалось настолько обольстить их и ввести в заблуждение, что они по невежеству, но из своих ”хороших” соображений, отдают предпочтение неверию перед верой. Они говорят:​”Я верю в Аллаха и признаю пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, но я не принимаю Ислам по той причине, что не уверен в том, смогу ли я придерживаться всех предписаний Ислама. По мне лучше оставаться таким, какой я есть, чем я буду позорить мусульман своим неполноценным исламом. Другими словами: лучше быть не мусульманином, чем быть плохим мусульманином”. Действительно ли это так? Правда ли, что если принимать ислам, то надо быть мусульманином ”на все сто”, а если ”на все сто” не тянешь, то лучше быть не мусульманином? В действительности это утверждение не что иное, как обман Иблиса. Конечно, вне всяких сомнений, лучше всего быть хорошим мусульманином, соблюдающим предписания Ислама, чем быть плохим — грешным мусульманином, и это долг и обязанность каждого пред Аллахом Господом миров. Но нет также никаких сомнений в том, что лучше быть плохим — грешным, но все же мусульманином, нежели быть неверующим. По одной простой причине: грешный мусульманин ответит перед Аллахом за свои грехи, и если Аллах пожелает, то простит его по Своей милости, а если пожелает, то накажет по справедливости. Такой человек может быть подвержен мучительному наказанию в могиле, а также в Аду, но его наказание будет ограниченным в воздаяние за его грехи и не продлится вечно, поскольку у него есть благодеяние, за которое он зайдет в вечный Рай рано или поздно, и этим благодеянием является единобожие. В отличие от неверующего, которого ожидает вечный Ад за его неверие в Аллаха, которое Всевышний не простит никому. Всевышний Аллах сказал: ”Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех”. И Всевышний Аллах, сказал: ”Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем”. В сборнике хадисов имама аль-Бухари, да помилует его Аллах, передается хадис со слов Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: ’’Когда был ниспослан аят: ”Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость...”, мы сказали: ”О посланник Аллаха! Кто же из нас не поступает несправедливо со своей душой?” Он ответил: ”Это не то, о чем вы говорите. В словах ”...и не обрекли свою веру в несправедливость.” имеется в виду многобожие. Разве вы не слышали слова Лукмана своему сыну: ”О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью”. Таким образом, нам становится ясно, что тот человек, который соблюдает единобожие, обретет безопасность от вечного пребывания в Огне. А несправедливость к своей душе совершением меньших по тяжести грехов, чем многобожие и неверие, которой испугались сподвижники, да будет доволен ими Аллах, предположив, что о ней идет речь в аяте, свойственна каждому человеку. Всевышний Аллах, хвала Ему, сказал: ”Затем Мы дали Писание в наследие тем из рабов Наших, которых избрали Мы: среди них есть угнетающие собственные души, среди них есть держащиеся середины, и среди них есть опережающие других в добрых делах по изволению Аллаха. Это — великое превосходство!” В этом аяте Всевышний Аллах поделил верующих на три категории. Первая: угнетающие свои души, это те, кто не исполняет некоторые обязанности и совершает некоторые грехи. Вторая:​держащиеся середины, это исполняющие обязанности и оставляющие запретное, но которые могут оставить поощрительное из добровольных благих дел и совершить нежелательное. Третья: опережающие других в добрых делах, это те, кто совершает обязательное и поощрительное, а также оставляет запретное и нежелательное, и даже некоторое из дозволенного. В сборнике хадисов имама Ахмада, да помилует его Аллах, передается хадис с хорошей цепочкой передатчиков со слов Абу Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ’’Всевышний Аллах говорит: ”Затем Мы дали Писание в наследие тем из рабов Наших, которых избрали Мы: среди них есть угнетающие собственные души, среди них есть держащиеся середины, и среди них есть опережающие других в добрых делах по изволению Аллаха”. Что же касается тех, кто опережает, то это те, кто зайдет в Рай без расчета. Те же, кто держатся середины, то они из тех, с кого возьмут легкий отчжт, а что касается тех, кто угнетал свои души, то их заставят простоять все время сбора, затем Аллах покроет их Своей милостью и они те, которые скажут: ’’Хвала Аллаху, Который избавил нас от печали! Воистину, наш Господь — Прощающий, Благодарный. Он поселил нас по Своей милости в Вечной обители, где нас не коснется ни усталость, ни изнеможение”. Также передал Ибн Джарир, да помилует его Аллах, от Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: ”Эта умма будет поделена на три части в День предстояния на отчет: ’Треть войдет в Рай без отчета, треть - с которых возьмут легкий отчет, и треть - которые придут с великими грехами, и скажет Аллах: ”Кто они?” И Он знает о них, свят Он и велик. Ангелы ответят: ”Они пришли с великими грехами, но только они не придавали Тебе сотоварищей в поклонении”. Тогда Господь, хвала Ему, скажет: ”Введите их в Мою безграничную милость”. Затем Абдулла, да будет доволен им Аллах, прочитал этот аят: ”Затем Мы дали Писание в наследие тем из рабов Наших, которых избрали Мы...”. Вышеперечисленные аяты и предания указывают на достоинство и добродетель единобожия и на то, какие грехи оно искупляет, но в них нет противоречия тому, что совершающий большие грехи не будет наказан. Единственное достоинство грешного мусульманина в том, что Аллах не подвергнет его вечному наказанию, но у него нет гарантии, что Аллах все ему простит. Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, рассказывал:​” Как-то я сидел позади Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, верхом на осле, и он спросил меня: ”О Муаз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чем - обязанность Аллаха перед рабами?” Я ответил: ”Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” Обязанность рабов пред Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего в сотоварищи, а обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать (вечной) каре того, кто (умер) не приобщая к Нему ничего”. Я спросил: ”О, посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ”Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся” (Текст хадиса согласован). Самоуспокоение может прийти от неправильного понимания. Это то, чего остерегался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опасаясь, что кто-то поймет, что единобожнику грехи в Судный день не повредят, как это поняли мурджииты. Всевышний Аллах сказал: ”Он прощает кого пожелает, и наказывает кого пожелает. И Аллах Всемогущий”. И Он сказал: ”Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает”. А это говорит о том, что кому-то Аллах пожелает не простить и подвергнет его наказанию за его грехи по справедливости, более того, из больших грехов есть такие, за которые Аллах непременно накажет единобожника, как на это указывают отдельные тексты шариата. И пусть не думает человек, что понести наказание за грехи - это вещь незначительная, да убережет нас Аллах от наказания в могиле и в Аду, а также от тягот Дня воскресения. В сборнике хадисов аль-Бухари, да помилует его Аллах, передается со слов ан-Ну’мана бин Башира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Поистине, в день воскресения самое легкое наказание в Огне получит человек, под ступнями которого будут два уголька, и его головной мозг закипит от них подобно тому, как закипают котел и бидон”. В другой версии, переданной имамом Муслимом, да помилует его Аллах, также со слов ан-Ну’мана бин Башира, сказано: ”Поистине, самое легкое наказание в Огне получит человек, на котором будут сандалии с ремешками из огня. Его головной мозг закипит от них подобно тому, как закипает котел. Он получит самое легкое наказание, но будет думать, что никто не мучается сильнее него”. А в другом сообщении о грешных единобожниках сказано, что они выйдут из Ада обгорелыми: ”. .когда Аллах завершит суд между рабами и пожелает по Своей милости вывести тех, кого Он пожелает из огня. Он отдаст повеление ангелам, чтобы они вывели из огня тех, кто не придавал ничего Аллаху в сотоварищи, из тех, кого Аллах возжелал помиловать, кто говорит: ”Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха”. Они узнают их в огне по следам от земных поклонов. Огонь поедает у сына Адама все, кроме следов от земных поклонов. Аллах запретил огню поедать следы от земных поклонов. Они будут выведены из огня обгорелыми. После на них выльют воду жизни, от этого они произрастут подобно зерну, которое приносит сель. После этого Аллах завершит суд между рабами, и останется человек лицом в сторону огня, он будет последним из обитателей рая, который войдет в рай” (Текст хадиса согласован, версия Муслима). Из всего вышеперечисленного нам стало ясным, что лучше быть мусульманином, хоть и грешным, чем быть неверующим и впоследствии вечным обитателем огня. Но есть один важный вопрос, который нуждается в разъяснении, а именно: что нужно делать для того, чтобы оставаться мусульманином? Достаточно ли сердечного признания и произношения свидетельства исповедания веры? Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Аллах запретил ввергать в ад того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь к лику великого и могучего Аллаха” (Передал Муслим). На самом деле многие люди ошибочно понимают хадисы о том, что сказавший ’’нет божества, кроме Аллаха”, войдет в Рай, предполагая, что всего лишь произнесения свидетельства достаточно для спасения от Огня и попадания в Рай. Истинный смысл этих хадисов заключается в том, что произносящий их обязан отказаться от поклонения кому-либо, кроме Аллаха, и обратить все поклонение - сердцем, языком и органами тела - только к Нему. Прежде всего, произносящий свидетельство исповедания веры должен произносить его с любовью к нему и его смыслу, на основании правильного знания, будучи убежденным в его истинности, искренне и правдиво, а также оставаясь верным этому свидетельству и повинуясь тому, что оно подразумевает. Человек должен узнать и понять смысл слова ’божество”, которое он отрицает в этом свидетельстве. Божество - это объект обожествления и поклонения. Поэтому все, кому и чему поклоняются, называются божествами, по причине того, что они обожествляемы поступками людей. Отрицая божества в первой части свидетельства словами: ’’Нет божества”, мы отрицаем всех, кому поклоняются из тех, кто не заслуживает поклонения, и мы отрицаем их ложную божественность, которую им приписывают люди по своему глубокому невежеству. В то же время мы утверждаем во второй части свидетельства словами ’кроме Аллаха”, что истинным божеством, кого следует обожествлять поклонением, является один Аллах, по причине наличия в Нем атрибутов и качеств совершенства, присущих Богу. Божество обожествляемо поклонением ему, а обожествляем может быть только тот, кто заслуживает поклонения, чье существо заслуживает, чтобы ему поклонялись, потому что оно отличается качествами, которые неизбежно влекут за собой то, чтобы его любили высшей любовью, и чтобы ему покорялись высшей покорностью. Когда были ниспосланы слова Всевышнего:​”Ваш Бог - Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Милостивейшего, Милосердного”, многобожники спросили: ”Какие на это доказательства?” После этого было ниспослано: ”Поистине, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаках, подчиненным между небом и землей, заключены, знамения для людей разумеющих”. Всевышний Аллах, сказал: ”О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы будете богобоязненны. Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды, для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом, в то время как вы знаете”. В этих словах Всевышнего указание на то, что только Творец всего этого заслуживает того, чтобы поклонялись Ему одному. Шейх уль-Ислам ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал:​’Божество - это то, что любимо, чему поклоняются и обожествляют из любви сердец к нему. Ему покоряются и перед ним унижаются, его боятся и его желают, к нему прибегают в несчастье и к нему обращают молитвы в важные моменты, на него уповают в ожидании блага и у него ищут убежища, успокаиваются при его упоминании, находят покой в любви к нему, и нет никого такого, кроме Одного Аллаха. Поэтому выражение ’’Нет божества, кроме Аллаха” - самое верное. Утверждающие его являются людьми Аллаха и Его партией, а отрицающие его - Его врагами и людьми, на которых обращен Его гнев и недовольство”. Это относительно первой половины свидетельства исповедания веры, слов ”Нет божества, кроме Аллаха”, истинный смысл которых, как мы сказали, заключается в отказе от поклонения кому-либо и посвящении его Одному Аллаху. Поэтому человек не будет мусульманином до тех пор, пока не признает, что Аллах один является божеством достойным поклонения и пока не станет придерживаться поклонения только Ему, отрекаясь и проявляя непричастность к многобожникам и их многобожию. Человек не будет считаться единобожником до тех пор, пока не станет обращаться с мольбами только к одному Аллаху, пока не будет приносить жертву и давать обеты только Ему. Он не будет единобожником до тех пор, пока не будет возвеличивать одного Аллаха, любя Его, надеясь на Него и страшась, уповая только на Него и посвящая другие виды поклонения только Ему. Поклонение должно быть только тому, кто его заслуживает, и оно имеет много форм и проявлений. Многие полагают, что поклонение, это только совершение каких-то ритуальных обрядов в местах моления, но это совсем не так. Поклонение является обобщающим понятием, которое объединяет все слова и дела, как явные, так и скрытые, которые любит Аллах и которыми Он доволен. И оно будет принято Аллахом и человек получит за него вознаграждение в том случае, если оно совершалось искренне ради Аллаха, и человек не преследовал от его совершения ничего, кроме довольства Аллаха. К примеру, если он накормил бедняка, стремясь к довольству Аллаха, то он получит за это вознаграждение и это будет поклонением. Если же он накормил его ради похвалы, чтобы о нем говорили, что он щедрый, или же он проделал это с целью получить мирскую выгоду, что практикуют кандидаты на всевозможные государственные посты в преддверии выборов, помогая нуждающимся, то это только лишь внешне называется благодеянием. В действительности это грех, за который человек будет гореть в Аду, по причине отсутствия искренности и совершении дела не ради Аллаха, а ради похвалы людей или другой мирской выгоды. Правильное понимание сути поклонения дает человеку возможность превратить всю свою жизнь, каждое слово и каждый шаг в поклонение. К примеру, улыбаться и приветствовать людей, обходясь с ними почтительно, а также оказание любой помощи нуждающемуся — действия, которые любит Аллах. Если человек совершает это, стремясь к довольству Аллаха, то это будет поклонением. Если он, отправляясь на работу, идет с намерением заработать средства, чтобы обеспечить необходимым тех, кого Аллах обязал его содержать, то все время пребывания на рабочем месте и его труд будут поклонением, если человек стремился в этом к Лику Аллаха. Конечно же, при условии, что его работа является дозволенной. Более того, даже сон и прием пищи может быть поклонением, за которое человек будет вознагражден, в том случае, если его намерением от сна и приема пищи было набраться сил и бодрости для исполнения обязанностей возложенных Аллахом. Вторым условием для того, чтобы поклонение человека было принятым, является уподобление и подражание Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в узаконенных шариатом актах поклонения. Другими словами - следование его пути, что подразумевает вторая половина свидетельства исповедания веры, а именно слова ’’Мухаммад - посланник Аллаха”. Эта часть свидетельства утверждает то, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, является лучшим из людей, которого Всевышний Аллах избрал Своим посланником ко всем людям, чтобы донести до них Слово Аллаха, обрадовать верующих вестью о блаженстве в Будущей жизни и предупредить неверующих о приближающемся наказании. Долг и обязанность всех людей — уверовать в его пророческую миссию и засвидетельствовать о ней. Они обязаны уверовать во все, что он сообщил, подчиниться ему в том, что он приказал и отдалиться от того, что он запретил, а также поклоняться Аллаху подобно ему. И они должны любить его и его дело, не ставя никого из людей выше него, да благословит его Аллах и приветствует. Ни один человек, будь то иудей, христианин, либо исповедующий любую другую религию, не обретет счастья ни в этой, ни в будущей жизни, если он откажется последовать за последним доверенным посланником Аллаха. От следования за ним отворачиваются только заблудшие и беспечные люди, отдавшие предпочтение своим страстям. Человек, который искренне уверовал в правильное значение свидетельства исповедания веры ’’Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад — посланник Аллаха”, и засвидетельствовал его словесно, становится мусульманином, человеком покорным своему Создателю. Далее от него требуется на практике подтвердить свою правдивость отказом от поклонения ложным божествам и посвящением его одному Аллаху, а также совершением пятикратной молитвы, которая является обязательной для каждого разумного и достигшего совершеннолетия мусульманина. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Между человеком и неверием стоит оставление молитвы” (Передал ан-Насаи). До тех пор, пока человек придерживается единобожия и не совершает действий нарушающих его, а также совершает пятикратный намаз, он является мусульманином, у которого есть гарантия, что какими бы не были его остальные дела, он в конечном итоге войдет в вечный Рай. Каждый человек должен понять истинную суть своего предназначения на этой земле и осознать, глубоко поразмыслив над тем, что ожидает его в будущей жизни. Размышление над смертью помогает проснуться от сна беспечности и небрежности к последней вечной жизни. Ведь смерть, это та преграда, перешагнув которую обратной дороги не будет, так же как и не будет второго шанса заслужить довольство Аллаха. Горе тому человеку, который предстанет перед своим Творцом и Он на него разгневан. Всевышний Аллах, хвала Ему, сказал: ”Воистину, от тех, которые не уверовали и умерли неверующими, не будет принято даже золото размером с землю, если кто-нибудь из них попытался бы откупиться этим. Им уготованы, мучительные страдания, и не будет у них помощников”. И Он также сказал: ”Скажи: ”Думали ли вы о том, что если мучения от Аллаха постигнут вас ночью или днем, какую часть их будут торопить грешники?” Неужели вы уверуете в них только тогда, когда они постигнут вас? Неужели теперь, после того, как вы торопили их? Потом будет сказано тем, кто поступал несправедливо: ”Вкусите вечные мучения! Разве вам не воздается только за то, что вы совершали?” Они спрашивают тебя: ”Неужели это правда?” Скажи: ”Конечно, клянусь моим Господом! Воистину, это - подлинная правда, и вам не избежать этого”. Если бы несправедливый человек владел всеми богатствами земными, то он отдал бы их в качестве выкупа. Они скроют раскаяние, когда увидят мучения. Между ними рассудят беспристрастно, и с ними не поступят несправедливо”. Более того, Всевышний Аллах сказал: ”Грешник пожелает откупиться от мучений того дня своими сыновьями, своей супругой и своим братом, своим родом, который укрывал его, и всеми обитателями земли, чтобы затем спастись. Но нет!” Передается со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”В Судный день мужчине из обитателей Огня будет сказано: ”Будь у тебя все, что было (из богатств) на земле, откупился бы ты этим?” Он ответит: ”Да”. Тогда ему будет сказано: ”Я потребовал от тебя то, что легче этого, Я взял с тебя обет, когда ты был в пояснице твоего отца Адама, что ты не будешь придавать Мне сотоварищей. Но ты отказался и совершал многобожие” (Текст хадиса согласован). Поэтому человеку следует признать те милости, которые оказал ему Господь, обратиться к Нему всем сердцем признавая свою слабость и беспомощность. А затем, пока еще не поздно, сделать первые шаги в сторону религии и начать практиковать ее по мере возможностей, имея твердое намерение изменить свой образ жизни в лучшую сторону, обращаясь за помощью к Аллаху в борьбе против шайтана, чтобы не оказаться в числе тех, о ком сказано: ”Им уготованы мучительные страдания, и не будет у них помощников”. Всевышний Аллах сказал: ”О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам сатаны. А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному. И если бы не почесть и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает. Аллах - Слышащий, Знающий”. Только так возможно очиститься, обращаясь за помощью к Аллаху и прилагая хотя бы малейшие усилия к тому, чтобы поменяться. Всевышний Аллах также сказал: ”А тех, которые усердствовали ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах - с творящими добро!” И Всевышний сказал: ”Если вы будете помогать Аллаху, Он поможет вам и укрепит ваши стопы”. Усердие в совершении благих дел, в поклонении, в оставлении запретного, эти и им подобные поступки укрепляют веру человека изо дня в день и дают ему вкусить сладость веры. Богобоязненность приходит по мере усердий. Поэтому важно начать практиковать то, что удается, и просвещаться, отбросив мысли о том, что я не смогу и у меня не получится. Передается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Всевышний Аллах, сказал: ”Если мой раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть. Если же он приблизится ко Мне на локоть, то Я приближусь к нему на ба (расстояние между пальцами вытянутых в стороны рук), если он придет ко Мне пешком - Я пойду к нему быстрым бегом” (Текст хадиса согласован). И, наконец, каждый должен понимать, что это надо только ему самому, и отказываясь от поклонения Аллаху он вредит этим только себе и дает Великому, Который не поступает несправедливо, повод против себя. Всевышний Аллах сказал: ”Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах”. И Он сказал: ”Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах - Богатый, Достохвальный”. Он также сказал: ”О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах - Богатый, Достохвальный”. А также: ”Тот, кто усердствует на пути Аллаха, усердствует во благо себе. Воистину, Аллах не нуждается в мирах!” Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: ”О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днем, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас! О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею! О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня о (чем-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чем он просил, это уменьшило бы имеющееся у Меня настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)! О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретет благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретжт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!” (Передал Муслим). Удивляет положение тех людей, которые думают, что исповедуя ислам они делают этим кому-то одолжение. Стоит указать на их ошибку или грех, как они тут же ставят тебе условия, будто бы запугивая тебя, словно этим он навредит тебе, а не себе. Когда ты говоришь ему, к примеру, что не подобает мусульманину, совершающему намаз, плохо выражаться, как он вдруг бывает готов оставить ислам, но ему в голову не приходит оставить нецензурно выражаться. Или же стоит мусульманке указать на то, что ее омовение недействительно, которое она совершила на окрашенные лаком ногти, а, следовательно, и намаз, как она вдруг с этим не соглашается и готова оставить намаз, но она не может представить себя без накрашенных ногтей. Всевышний Аллах, хвала Ему, сказал: ”Они попрекают тебя тем, что обратились в Ислам. Скажи: ”Не попрекайте меня вашим обращением в Ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду”. Нет лучшей милости на этой земле, чем покориться Аллаху, уверовать в Него всем сердцем и последовать за Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует. Не каждому бывает дана истинная вера, которая спасет его от мучительного наказания, в то время как богатство, здоровье, большое потомство и многое другое, чем кичатся и хвастаются люди, Аллах дает всем, как верующим, так и неверующим. А вот Свою истинную религию Он дает только тем, кому пожелает из Своих рабов. Я прошу Всевышнего, посредством Его прекрасных имен и атрибутов совершенства, чтобы Он открыл сердца наших близких к истинной вере. Я прошу Его, чтобы Он оживлял нас на вере и умертвил приверженными ей. О Аллах! О, изменяющий положение сердец! Укрепи наши сердца и стопы на твоей религии. И не дай нам сбиться после того, как Ты наставил нас на истинный путь, поистине, Ты Вседарящий! Написал с верой и надеждой Р. Гамзатов. 2 Рамадана 1430 г.х.