Понятие Акиды

Единобожие С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху! Мы воздаем Ему хвалу, просим Его о помощи и прощении, молим Его о том, чтобы Он направил нас на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует его самого, его семейство и его сподвижников. Как было сказано в прошлом номере, эта наша статья посвящена определению науки о Единобожии (таухид). Называют ее так потому, что наиболее важным из рассматриваемых этой наукой вопросов является вопрос о единственности Всемогущего и Великого Аллаха в отношении Его сущности, Его имен, Его атрибутов того, что касается поклонения Ему. Его также называют «верой» (иман) по той причине, что, отвечая на вопрос ангела Джибриля, мир ему, о вере, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул о шести ее основах, которые рассматривает наука о Единобожии. А именно: вера в Аллаха и искреннее поклонение Ему без придания сотоварищей; вера в посланников Аллаха, несущих божественное руководство, что присуще им из нравственных качеств, таких как правдивость и верность, как об их поступках, так и в словах; то, от чего они защищены из порочных качеств, таких как ложь предательство. О чудесах, с которыми они были посланы – в доказательство их правдивости, более подробно останавливаясь на послании нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует; вера в Божественные Книги, которые ниспослал Аллах в качестве руководства для людей и джиннов, для человечества; вера в ангелов и то, что они совершают из дел, а также об их присутствии среди людей в земной и будущей жизни; вера в последний день и то, что пообещал Аллах в этот день из воздаяния для верующих и неверующих: из благ в раю и наказания в аду; вера в предопределение Мудрого Аллаха, по предписанию которого все движется во Вселенной. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «(Суть веры состоит в том, чтобы) верил ты в Аллаха и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников, и в Последний День, (а также в том, чтобы) уверовал ты в предопределенность с его добром и злом». ​Приводится у Бухари и Муслима В круг этих знаний входит специальный термин, который применяется в Шариате. Это – акида. Этот термин обозначает собой все то, что имеет отношение к религии, и что должно быть известно каждому достигшему совершеннолетия человеку. В этом он должен быть убежден сердцем. И как мы уже сказали, в основе этих знаний лежат шесть основ веры, о которых неоднократно упоминали как Всевышний Аллах, так и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, Всевышний Аллах сказал: «Тот, кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и в Последний День, впал в глубокое заблуждение». (Женщины, 136). Наука о вероучении Ислама является самой достойной и возвышенной из всех наук. Следовательно, потребность людей в этой науке велика. Поэтому сердца людей могут познать блаженство и успокоиться только в том случае, если познают своего Господа, которому они обязаны поклоняться, узнав о Его именах и атрибутах, Его действиях, о том, что присуще Ему, и что неприемлемо. При этом они должны любить Его больше всего иного и стремиться к тому, что может приблизить их к Нему. Чем достовернее и полнее знания у человека о своем Господе, тем больше он почитает закон (Шариат) и установления Аллаха. Старается следовать им и придает большее значение миру вечному. И если в душе человека глубоко запечатлено все то, что связано со знанием об Аллахе и Его единстве, с любовью к Нему и страхом перед Ним, с пониманием необходимости подчинения Его велениям и запретам, а также с верой в то, что Он выполнит Свои обещания и Свои угрозы, то он не только обретет счастье в мире этом и в мире ином, но принесет счастье и всем тем, кто его окружает. Ведь правильность образа жизни человека зависит от его убеждений и степени здравого мышления. Если его убеждения будут порочными, то порочным будет и его образ жизни. Поэтому каждому мусульманину следует уделять внимание всему тому, что имеет отношение к его вероучению. Это должно выражаться в стремлении к приобретению необходимых знаний и их пониманию, чтобы человек мог быть уверенным в том, что религия его стоит на правильных основах, благодаря чему он сможет обрести счастье в обоих мирах. Сказал Всевышний: «Если вы по воле Моей вступите на прямой путь, то последовавший им не заблудится и не окажется в бедственном положении. А тому, кто не будет помнить обо Мне, поистине предстоит жизнь тяжкая, и мы воскресим его в День Воскресения слепым. И он воскликнет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим!» Скажет Он: «Подобно тому как ты забыл Наши знамения, которые были явлены тебе, ты тоже будешь предан забвению сегодня!» (Та ха 123-126). ​И хвала Аллаху, Господу миров. Р. Гамзатов.