Братство

С именем Аллаха Всемилостивого и Наимилостивейшего.

Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение лучшему из людей, Мухаммаду сыну Абдуллы, его семье, сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их стопам вплоть до Судного дня.

Далее. Это скромное продолжение обещанной мной серии статей о нравственных качествах, которыми должны обладать усердствующие в деле возвышения слова Аллаха. Речь в этом труде пойдет о братстве. О братстве, которого нам сегодня очень не хватает. Наша горькая действительность говорит нам о том, что община мусульман на сегодняшний день - община разрозненная. Споры, разногласия, взаимные подозрения и недоверие, - это бедственное положение мусульман практически везде, за очень редким исключением. Причин, приведших к этому положению, огромное множество, стоит немного поразмыслить, как каждый из нас приведет их не менее десятка. Проблема также и в том, что каждый (кроме немногих), кто поднимает эту тему, не является примером того, к чему он хочет призвать, говоря о братстве и любви во имя Аллаха. Автор этих строк не исключение. Было бы лучше, если бы кто-то другой взялся осветить эту тему, кто более достоин для этого. Чтобы не было похоже на то, как кто-то пишет о храбрости, являясь трусом, или побуждает к щедрости, являясь скупцом. Единственное, что меня побудило затронуть эту тематику, это многократные просьбы любимых братьев написать об этой теме или сделать напоминание, которое послужит напоминанием для всех, и прежде всего для самого себя. Также меня подтолкнули к написанию поступки праведных ученых, которые отвечая на ответы или просьбы сделать напоминание, говорят о том, как должно быть в своей основе, что не всегда соответствовало бы их действительности. Поскольку полноценная вера и религия только у посланника Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, он наиболее богобоязненный и защищен Аллахом от ошибок, а всем остальным свойственно грешить и ошибаться. Поэтому, когда ученый человек по чьей- то просьбе пишет или говорит, к примеру, о ночной молитве и о том, как правильнее и более полноценно ее совершать, первое, что приходит на ум, и это правильно, будто он говорит о самом себе. Будто он говорит о том, что сам практикует и делает также полноценно, как он об этом говорит. Но это не всегда может быть так, поскольку ученый всегда говорит на основе знаний, будучи искренним к тем, к кому он обращается, пытаясь донести до них наилучшее из того, что знает, чтобы оно было для них полезным. Но может быть так, что в силу ряда причин ему не удается это делать также красиво в идеале, как он об этом говорит. Поэтому в этом нет ослушания слову Аллаха: ’’Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?’’ (Коран, сура 2, аят 44). Порицанию, согласно более правильному мнению, подвергается тот, кто объединяет между побуждением к благочестию и забвением самого себя. То есть когда человек побуждает к благочестию, а сам совершает обратное, как, например, призывает людей молиться, а сам молитву не совершает. Тот же, кто праведен и побуждает к благому, которое он в силу причин известных ему не может совершать в идеале, но постоянно работает над собой, ему будет за это только вознаграждение, если пожелает Всевышний Аллах.

Знай, мой любимый брат мусульманин, что основная причина, по которой наша община сегодня разрозненна и внутри нее отсутствует искреннее братство, заключается в приверженцах самой общины. Она заключается в том, что мы не придерживаемся Корана и сунны во взаимоотношениях между собой и не останавливаемся на обозначенных ими границах. Интересное заключается также в нашей убежденности, что нет на земле ни одного народа, который бы имел наиболее полноценный нрав, чем нрав мусульманина, как индивида, так и уммы в целом. Только благонравие (вдобавок к правильным убеждениям и методологии) дает плоды истинного братства, взаимной любви и согласия! В то время как дурной нрав приводит к взаимной ненависти, зависти, вражде и разрыву отношений. Тот факт, что Ислам отводит благонравию особое место, является общеизвестным, на это указывает множество аятов и хадисов, в числе которых слова посланника Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует: ’’Воистину, самыми любимыми для меня из вас и самыми близкими ко мне в День предстояния местом, окажутся наиболее благонравные из вас” (Достоверный хадис, который передал имам ат-Тирмизи). А также его слова, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует: ”Я был послан, чтобы довести благонравие до совершенства” (Передал имам Бухари с хорошим иснадом в ”Адаб аль-муфрад”). Более того, мы убеждены, что наша религия пришла для установления на земле лучшего сообщества, члены которого любят друг друга, взаимно дополняют в благочестии и добре, повелевают совершать хорошее, запрещают порицаемое и, самое главное, веруют в одного Аллаха. ”Вы являетесь лучшей из общин, выявленной для человечества, вы повелеваете совершать одобряемое, удерживаете от предосудительного и веруете в Аллаха” (Коран, сура 3, аят 110).

Так как наша действительность сегодня далека от этих высоких принципов, мы нуждаемся повсеместно в группах реформаторов, которые воплощали бы эти принципы в себе. Это должны быть благонравные и решительно настроенные личности, которые возьмутся совместными усилиями доводить эти принципы до всех, кто их окружает, являясь своего рода двигателем, побуждающим к благому в рядах мусульман. Всевышний Аллах сказал: ”Пусть среди вас будет община, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное” (Коран, сура 3, аят 104). Повеление в этом аяте указывает на обязательность того, чтобы среди мусульман была подобная группа, которая взялась бы исполнить эту коллективную обязанность (фард кифайа), иначе все они окажутся в грехе.

Мы уже неоднократно писали и говорили, что реформы в обществе нуждаются в людях, качественно отличающихся от основной массы мусульман. Что суть не в количестве или программе, как это кажется многим, кто берется что-то планировать. Суть в том, что пусть инициативная группа будет изначально маленькой, но чтобы нрав и поведение каждого из членов этой группы соответствовали принципам, почерпнутым из Корана и сунны, во главе которых и лежит истинное братство, которое не делает различий по национальному или территориальному признаку. Как сказал об этом Всевышний Аллах: ’’Воистину верующие братья” (Коран, сура 49, аят 10).

 

Мы что когда мы изменимся самостоятельно, нравственно и духовно реформируемся, мы сможем проектировать изменение своего окружения. И тогда и только тогда, с помощью Аллаха, группа будет достигать поставленных задач в деле призыва и побуждения к благому. Любые преобразования будут результатом и следствием нравственного облика входящих в эту группу людей. При этом важно помнить, что цель этой группы - это продвижение вперед в делах призыва, пополняясь количественно и поднимаясь качественно, все глубже пуская корни и укрепляя фундамент. Поэтому нельзя допускать в костяк этой группы людей с корыстными целями, как то стремление к власти или какая-то материальная выгода. В нее нельзя допускать людей зараженных тщестлавием, злословием, эгоизмом, самообольщенностью и другими порочными качествами. По одной простой причине: так как эти люди заражают общину подозрительностью, злословием, тайными беседами и разногласиями, которые приводят к формированиям мелких групп, что негативно сказывается как на некоторых членах группы, так и на движении в целом. Как это происходит более подробно, мы осветили в статьях о пороке эгоизма и его лечения. Очень важно к тому же, чтобы группа, о которой мы говорим, не обосабливалась от остальных мусульман под различными предлогами, так как это также приводит к сектантству и способствует разделению. Призыв к сплочению и единству на словах и на практике, и согласно Корану и сунне, это один из основных признаков людей сунны и согласия (Ахлю ссунна уа ль-джамаа).

Нет сомнений мой любимый брат в том, что основа в мусульманине - это искренняя любовь и сочувствие к своим братьям по вере, независимо от цвета кожи, нации и местопребывания. Определение некоторых мусульман как религиозных, а других - как не религиозных или слабо религиозных, это то, чего не знали наши праведные предшественники. Если сегодня братские отношения в полном смысле слова, как того требует ислам, мы можем наблюдать в отдельных группах верующих, отличающихся религиозностью или в конкретных мусульманах, то если посмотреть в историю праведных предшественников, мы найдем, что она переполнена примерами проявления высшей степени братства во всех отношениях. А это говорит о том, что братская атмосфера царила во всем их обществе.

Другими словами -все они являлись религиозными. И если облегчит Аллах, я приведу десяток примеров того, как они понимали братство и воплощали его на словах и в делах.

Знай, мой любимый брат мусульманин, что братство в исламе - это дар и милость Всевышнего Аллаха верующим. Это чувство по отношению друг к другу, которое Аллах вселяет в сердца своих искренних и избранных рабов. Всевышний сказал: ”Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их. Воистину, Он - Могущественный, Мудрый” (Коран, сура 8, аят 63). И Он также сказал: ”И вспомните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями” (Коран, сура 3, аят 103). Поэтому мы говорим, что братство - это сила, которая притягивает сердца и пробуждает в них любовь и сочувствие, побуждая эти сердца к доброжелательности и самопожертвованию в отношениях друг с другом, к каждому, кто придерживается исламского вероубеждения. Братство это то, что толкает к взаимопомощи, милости, прощению, к поддержке в трудности и плечу в слабости. По этой причине братство в Аллахе это то, что указывает на веру и богобоязненность, нет веры без братства и нет братства без веры, подобно тому, как нет дружбы без богобоязненности. Всевышний Аллах сказал: ”Воистину верующие братья” (Коран, сура 49, аят 10). И Он сказал: ”Возлюбленные друзья в тот День обернутся врагами друг для друга, кроме богобоязненных” (Коран, сура 43, аят 67). Поэтому, мой брат мусульманин, я хочу, чтобы ты знал, что если ты увидишь человека, в котором наблюдаются проявления веры и богобоязненности, но ты не видишь от него и не чувствуешь правдивого и искреннего братства, то знай, что вера этого человека в действительности неполноценна, а богобоязненность его всего лишь внешняя. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал: ”Не уверует ни один из вас до тех пор, пока не пожелает своему брату то, что он желает себе из благого” (Текст хадиса согласован). Что же касается всего лишь внешнего проявления богобоязненности, то согласно словам Всевышнего: ”Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде” (Коран, сура 5, аят 2). Когда праведный и богобоязненный верующий пересекается с подобным ему в праведности и богобоязненности с первых моментов знакомства, то у них в отношениях возникает чувство близости и ощущение чистоты сердец. Сходство мышления и единое направление еще больше сближают их так, что души и сердца их переполняются благими чувствами друг к другу. Что же касается запачканной и порочной души желающей нечестия, то в отношении нее подобных чувств у праведного, с умиротворенной душой верующего, никогда не возникнет, поскольку это две абсолютно разные души, которым не по пути. На этот смысл указывают слова посланника Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, который сказал: ”Люди - это (подземная) руда, подобно руде золота и серебра. Лучшие из них во времена невежества будут лучшими в исламе, если обретут понимание в религии. А души, это готовые войска: те из них, которые узнают друг друга - сплотятся, а те, что оттолкнутся - впадут в разногласия” (Текст хадиса согласован). Имам Ибн аль-Асир, да помилует его Аллах, говорил: ”Тела, в которых души, объединяются и расходятся в соответствии с тем, как они созданы. По этой причине ты видишь, что хороший любит хороших и стремится к ним, а плохой любит плохих и стремится к ним!” Это и есть братство, которым Аллах одаряет по своей милости искренне верующие сердца. Поэтому, мои дорогие братья, чтобы быть дееспособными, члены группы должны обладать чувством подобного братства и любви, испытываемым по отношению ко всем верующим в общем и по отношению друг к другу в частности. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал: ”Верующий по отношению к верующему подобен прочному строению, одна часть которого укрепляет другую” (Хадис передал имам Муслим).

Группа будет считаться сплоченной только тогда, когда сердца ее членов будут взаимно притягиваться друг к другу на основе искренней любви, взаимном сочувствии, доброжелательности и готовности к самопожертвованию. Искренняя любовь это та, которая проявляется не ради самого человека, а ради того, благодаря чему можно обрести довольство Аллаха в этой и будущей жизни. Примером можно привести любовь учителя к ученику, и наоборот, по причине обучения первого и успеваемости второго. Благодаря учителю, при помощи Аллаха, приобретающий знания будет действовать правильнее, намереваясь достичь успеха в мире вечном, этим и вызвана его любовь к учителю. Последний же любит его за успеваемость в усвоении полезного знания, по причине чего ученик сам сможет обучать других. То есть любовь определяется поступками и поэтому у верующего она проистекает от любви Аллаха. Верующий с полноценной верой любит то, что возлюбил Аллах и ненавидит то, что возненавидел Аллах. И любовь его и ненависть определяются степенью его любви к Великому и Всемогущему Аллаху. Поэтому очень важно, чтобы отношения строились на основе любви или ненависти в зависимости от того, где это требуется. Тот, кто любит ради Аллаха, обязательно и ненавидит ради Него. Так, например, если мы любим человека за то, что он проявляет покорность Аллаху, и за то, что Аллах любит его, мы обязательно должны будем возненавидеть его, если он ослушается Аллаха и станет Ему ненавистным. Что же касается нашей темы, и к чему собственно это предисловие, то важно отметить, что сердца, которые скрывают ненависть на основе личной неприязни друг к другу, никогда не смогут объединиться, а если объединятся, то это объединение будет только внешним и кратковременным. Поэтому личную неприязнь необходимо выбросить из сердца, так как ненависть определяется совершением греха, и отношения строятся на основе братства, а не на личном предпочтении. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, говорил: ”Вы не уверуете до тех пор, пока не подчините свои страсти тому, с чем я пришел” (Некоторые ученые посчитали этот хадис достоверным, в числе которых имам ан-Науауи). Как сказал Ибн Раджаб, да помилует его Аллах: ’’Слово ’’страсть” может употребляться в смысле любви к истине и подчинению ей”, - это то, что мы имеем в виду. То есть ваша вера будет неполноценной до тех пор, пока вы не возлюбите истину и не последуете за ней.

Поэтому необходимо проявлять покорность Аллаху в отношениях между собой, нравится нам это или нет, иначе наша вера будет неполноценной. Всевышний Аллах сказал:

’’Скажи: ’’Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит Вас...” (Коран, сура 3, аят 31). Исходя из этих слов Всевышнего, неправду говорит тот, кто притязает на любовь к Аллаху, но нарушает установленные Им границы! Также лицемерные, с корыстными целями люди. Они никогда не смогут породить единое сообщество, так как их союз не будет определяться искренностью. Сюда можно отнести и дружбу, основанную на эгоизме и самообольщении, она рано или поздно приведет к раздору, а расчетливое и хорошо продуманное извлечение мирских целей никогда не может стать основой симпатии, а чаще приводит к зависти, спорам и недовольству. Любая мирская необходимость может на какое-то время сплотить вместе разных людей, однако они обречены на разъединение, не достигнув желаемого результата. А если все обобщить, то можно сказать одними словами: все, в чем нет искренности, обречено на провал! Дееспособная и сплоченная группа образуется только тогда, когда ее организаторы честны в своих мыслях и поступках, искренне стремятся к достижению цели и любят свою цель. Убежденность в правильности поставленных задач и нравственная чистота членов группы создаст среди них атмосферу взаимной любви, сочувствия, искренности, уважения по отношению друг к другу и прибавит им величия в лице их врага. Всевышний Аллах сказал: ’’Мухаммад - посланник Аллаха, а те, которые с ним - суровы по отношению к неверующим и милостивы в отношениях между собой” (Коран, сура 48, аят 29).

Я хочу, чтобы ты также знал, мой любимый брат мусульманин, что достоинство братства не определяется только тем, что Аллах за счет него делает сердца верующих сплоченными побуждая их к доброте и милости в отношениях друг с другом. У братства есть очень много достоинств, которые побуждают искренних сынов ислама достичь их. Мы приведем всего лишь несколько достоинств в качестве примера.

Возлюбившие друг друга братья пребудут в тени Аллаха в Судный день.

Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал: ”Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме Его тени: справедливого правителя, юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху, человека, сердце которого привязано к мечетям, (тех,) кто любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь ради Него, мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина и который сказал: ”Поистине, я боюсь Аллаха!”, того, кто подают милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполнились слезами, когда он в одиночестве упомянул Аллаха Всевышнего” (Текст хадиса согласован). И он сказал, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует: ”Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: ”Где возлюбившие друг друга ради величия Моего? Сегодня Я покрою их в своей тени, когда нет иной тени, кроме Моей тени!” (Передал имам Муслим).

Аллах засвидетельствовал, что Он любит их.

Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал:

”‘(Как-то раз) один человек отправился в другое поселение навестить своего брата, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, по которой он шел. Когда (этот человек) подошел к нему, (ангел) спросил: ”Куда ты идешь?” Он ответил: ”Я хочу навестить своего брата в этом поселении”. Ангел спросил: ”Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, а теперь стремишься получить благодаря этому пользу?” Этот человек ответил: ”Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего”. (Тогда ангел) сказал: ”Я же, поистине, послан к тебе Аллахом, чтобы сказать, что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил того человека ради Него!” (Передал имам Муслим).Они из тех, кто вкусил сладость веры.

Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал:
” Сладость веры ощутит тот, в ком соединятся три качества: кто будет любить Аллаха и посланника Его больше всего остального, и будет любить (того или иного) человека только ради Аллаха и будет не желать возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, так же, как не желает он быть ввергнутым в Огонь” (Текст хадиса согласован).

Они из тех, кому Аллах прощает грехи.

Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал:

”Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки, их прегрешения обязательно прощаются им ещю до того, как они расстаются друг с другом” (Достоверный хадис, который передали имамы Абу Дауд и ат-Тирмизи).

Они из тех, кому позавидуют в Судный день пророки и павшие за веру.

Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал: Всемогущий и Великий Аллах сказал: ’’Для любящих друг друга ради величия Моего (предназначены) минбары из света, и позавидуют им пророки и павшие за веру!” (Достоверный хадис, который передал имам ат-Тирмизи).

Это всего лишь некоторые достоинства братства в религии, которого удостоились праведные рабы Аллаха. Поразмысли над тем, как величественно положение этих верующих перед Аллахом.

Далее, я хочу, чтобы ты знал мой любимый брат мусульманин, что у истинного братства есть свои требования и условия. Мы упомянем наиболее важные из них.

Во-первых: оно должно быть искренним ради Аллаха. И оно не будет таковым до тех пор, пока каждый не очистит свое сердце от своего ”я” и любой личной выгоды. На обязательность искренности указывает хадис, который мы уже упоминали. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал: ”(Как-то раз) один человек отправился в другое поселение навестить своего брата, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, по которой он шел. Когда (этот человек) подошел к нему, (ангел) спросил: ”Куда ты идешь?” Он ответил: ”Я хочу навестить своего брата в этом поселении”. Ангел спросил: ”Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, а теперь стремишься получить

благодаря этому пользу?” Этот человек ответил: ”Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего”. (Тогда ангел) сказал: ”Я же, поистине, послан к тебе Аллахом, чтобы сказать, что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил того человека ради Него!” (Передал имам Муслим).

Во-вторых: оно должно сопровождаться

верой и богобоязненностью. Всевышний Аллах сказал: ”Воистину

верующие братья” (Коран, сура 49, аят 10). И Он сказал: ”Возлюбленные друзья в тот День обернутся врагами друг для друга, кроме богобоязненных” (Коран, сура 43, аят 67). Он также сказал: ”О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми” (Коран, сура 9, аят 119). И сказал посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует: ”Пусть не водится с тобой никто, кроме верующего, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненного!” (Достоверный хадис, который передали имамы Абу Дауд и ат-Тирмизи). Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и

облагодетельствует, также сказал: ”Человек исповедует ту же

религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является его близким другом!” (Достоверный хадис, который передали имамы Абу Дауд и ат-Тирмизи). Хафиз Ибн ’Абдуль- Барр, да помилует его Аллах, писал: ”Смысл этого хадиса, а Аллаху об этом ведомо лучше, в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего друга. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее, так как к хорошему тоже можно привыкнуть”. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и

облагодетельствует, также сказал: ”Пример праведного друга и плохого, подобно продавцу мускуса и раздувающему кузнечный мех. Что касается продавца мускуса, то он либо сделает тебе подарок, либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мех, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние” (Текст хадиса согласован).

В третьих: братство должно основываться на чистосердечии и искреннем совете. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, сказал: ”Верующий является зеркалом для брата своего, и

верующий - брат верующему! Он не даст ему погибнуть и

прикрывает его сзади” (Хороший хадис, который передал имам Бухари в ”Адаб аль-муфрад”). Поясняя этот хадис Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: ”Верующий является зеркалом для своего брата, и если он видит в нем недостаток, то исправляет его”. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и облагодетельствует, также сказал: ”Религия есть проявление искренности”. Мы спросили: ”По отношению к кому?” Он сказал: ”По отношению к Аллаху, Его Книге, Его посланнику, к правителям мусульман и ко всем мусульманам в целом” (Хадис передал имам Муслим).

В четвертых: оно должно побуждать к благому и тому, что принесет пользу в будущей жизни. Всевышний Аллах сказал: ”Так проявляй же терпение вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его. И не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными” (Коран, сура 18, аят 28). До нас дошло в предании, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, при расставании читали суру ”Аль-Аср”. Всевышний Аллах говорит: ”Клянусь предвечерним временем. Воистину люди окажутся в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!” (Коран, сура 103). Чтение этой суры служило им напоминанием того, чтобы они совершали благие дела, наставляли друг друга придерживаться истины во всем и проявлять терпение. Это указывает также на то, что стремление к жизни вечной было их главной заботой в этом бренном мире. И это то, что нам очень необходимо сегодня, а именно - поставить своей целью стремление следовать по пути, начертанном Аллахом и руководствоваться во всех случаях жизни принципами Ислама. Поскольку только так лежит путь к довольству Аллаха в жизни последней!

Р. Гамзатов.